Формирование комиссии

  
 


 

Раздел I
Формирование комиссий по расследованию
несчастных случаев




         Работодатель обязан обеспечить расследование и 
учет несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных
 заболеваний в порядке, установленном Трудовым кодексом 
Российской Федерации (далее - ТК РФ), другими федеральными
 законами и иными нормативными правовыми актами Российской 
Федерации (ст. 212 ТК РФ).

           Состав комиссии утверждается приказом 
(распоряжением) работодателя на каждый происшедший несчастный
 случай, с указанием фамилии, инициалов и должности членов 
комиссии или их принадлежности к вышеназванным органам. 
Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченный им 
представитель.
          Представители работодателя в комиссии защищают
 интересы работодателя. Последний заинтересован включить в
 ее состав наиболее опытных и грамотных (в области охраны
 труда) работников.
          Ответственность за обеспечение соблюдения правил
 по охране труда на участке несут руководящие 
административно-технические работники работодателя - 
от мастера до директора. В состав комиссии не входит только
 руководитель, на которого непосредственно возложено 
обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке 
(объекте), где произошел несчастный случай. Поэтому представляется
бесспорным утверждение: не включать в состав комиссии 
должностных лиц (мастер, прораб, начальник смены и т. п.),
 которым непосредственно подчиняется пострадавший.
    Во­зникает вопрос: является ли таким руководителем 
бригадир, в должностных обязанностях которого содержится
 требование об осуществлении контроля за работой и 
соблюдением членами бригады правил по охране труда? Если
 бригадир назначен на эту должность с соблюдением законодательства
 о труде и его обязанности определены должностной инструкцией,
 утвержденной в установленном порядке (и он с ней ознакомлен),
 он является таковым наряду с мастером или другим непосредственным
 руководителем. Если же он числится бригадиром лишь номинально,
 т. е. на правах старшего рабочего, - нет. В таком случае лицом,
 которое нельзя включать в состав комиссии, является 
непосредственный руководитель работ из состава административно
-технического персонала, который выдал пострадавшему задание 
на произ­водство работы, при выполнении которой произошел несчастный
 случай, и обеспечивал соблюдение требований охраны труда в этот 
период.    Приходится довольно часто разъяснять настоящее 
требование ТК РФ, поэтому просим обратить на него особое внимание.
       Возникают затруднения, кого считать специалистом по 
охране труда. Вне сомнения - работников службы охраны труда 
работодателя. Но сокращенные должности инженеров по охране
 труда часто занимают (по совместительству) согласно приказу
 работодателя другие работники.          Выполне­ние обязанностей
 инженера по охране труда - это не главная их работа и 
делают они ее неохотно, в основном из-за отсутствия выбора:
 или выполняй, или увольняйся.
         На мой взгляд, здесь принципиально важно, прошел
 ли работник, на которого дополнительно возложено исполнение
 обязанностей инженера по охране труда, проверку знаний по 
охране труда в соответствии с должностными обязанностями и
 характером производственной деятельности. Специалистом по
 охране труда следует считать работника, который аттестован 
(сдал экзамен и получил удостоверение) на знание правил по 
охране труда в этой должности. Альтернативы пока нет
        Дипломированных специалистов по охране труда придется
 ждать очень долго.
          Специалист по охране труда в комиссии не считается
 представителем работодателя. Его обязанности при рассле­довании 
несчастного случая можно сравнить с обязанностями государственного
 инспектора труда: обеспечение объ­ективности расследования 
и правильное оформление его результатов.
     Участие в расследовании несчастного случая представи­теля 
страховщика - ФСС РФ (при использовании им права, предоставленного
 ст. 18 ФЗ-125) преследует цель - воздействовать на правильную
 его квалификацию как несчаст­ного случая на производстве и 
предоставляет возможность ФСС РФ дать рекомендации по предупреждению
 наступле­ния страховых случаев.      Работодателю экономически
 выгод­нее квалифицировать несчастный случай как несчастный 
случай на производстве и оформить его актом формы Н-1, возложив
все расходы на страховщика, включая возмещение вреда в случае 
постоянной утраты трудоспособности, поэтому контроль за правильной 
квалификацией, помимо государственной инспекции труда, осуществляет
 дополнительно и ФСС РФ.
       При наличии у работодателя первичной профсоюзной ор­ганизации
 представители ее выборного органа должны включаться в состав комиссии
 и в том случае, если пострадавший не является членом профсоюза. 
Каких-либо исключений для подобных случаев не предусмотрено (ст. 229 ТК РФ).
        Профессиональные союзы в лице их соответствующих органов 
имеют право осуществлять контроль за соблюдением работодателями 
законодательных и иных нормативных правовых актов об охране труда,
 проводить проверку вы­полнения мероприятий по охране труда, 
предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и др. 
(ст. 370 ТК РФ). Допустим, пострадавший в результате несчастного 
случая работник - не член профсоюза. 
       Но, если не принять меры к устранению допущенных нарушений,
 завтра на его месте может быть уже член профсоюза. В данном случае
 представители выборного органа первичной профсоюзной организации,
 участвующие в расследовании происшествия с работником, не являющимся
 членом профсоюза, защищают интересы не только его, но и других 
работников - членов профсоюза, с которыми потенциально может произойти
 не­счастный случай при аналогичных обстоятельствах.
      Под иным представительным органом работников следует понимать,
 например, комитет (комиссию) по охране труда либо другой орган, 
образуемый работниками.
       Если в организации нет выборного профсоюзного органа или
 когда имеющийся не направляет своего представителя в состав комиссии
 по расследованию несчастного случая с работником, не являющимся 
членом профсоюза, в комиссию включаются представители иного 
представительного органа работников, например, комитета (комиссии) 
по охране труда, предпочтительно из числа представителей работников
 в нем (в ней).
         Комитет (комиссия) создается на паритетной основе (каждая 
сторона имеет один голос) из представителей работодателя, профессиональных 
союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов.
 Инициатором создания комитета (комиссии) выступает любая из сторон. 
Выдвижение в комитет (комиссию) представителей работников организации
 может осуществляться на основании решения выборного органа первичной
 профсоюзной организации, если он объединяет более половины работников,
 или на собрании (конференции). Представители работодателя в состав комитета
 (комиссии) назначаются работодателем. 
       Состав комитета (комиссии) утверждается приказом 
(распоряжением) работодателя.
      В зависимости от конкретных условий производства в 
структурном подразделении работодателя может быть из­брано несколько
 уполномоченных по охране труда. Выборы уполномоченных 
рекомендуется проводить на общем собрании работников.
 Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета 
(комиссии) по охране труда организации.
   Существующая практика включения в состав комиссии по
 расследованию несчастного случая представителей работни­ков 
организации, избранных на собрании и не являющихся уполномоченными
 по охране труда или членами комитета (комиссии) по охране труда,
 не соответствует ТК РФ.
          Каждый пострадавший, а также его законный представитель
 или иное доверенное лицо имеют право на личное учас­тие в 
расследовании происшедшего несчастного случая.
        При необходимости, представителей выборного органа 
первичной профсоюзной организации или иного предста­вительного 
органа работников, в некоторых случаях - и работодателя, на все
 время расследования освобождают от основной работы с сохранением
 за ними среднего заработка. К сожалению, отдельные категории 
работников не освобождаются (приказом по организации) от 
основной работы на период проведения расследования. Они не 
принимают в нем активного участия, а только подтверждают 
своей подписью выводы, сделанные другими членами комиссии 
по результатам расследования несчастного случая.
          Комиссию возглавляет работодатель или уполномоченное
 им лицо.
  Минимальное количество членов комиссии регулируется ТК РФ -
 их должно быть не менее трех: специалист по охране труда, 
представитель работодателя, представитель выборного органа 
первичной профсоюзной организации или иного представительного 
органа работников, уполномоченный по охране труда. 
       Существует некоторая «нестыковка» между минимальным 
количеством членов комиссии и ее обязательным составом:
1) специалист по охране труда;
2) представитель работодателя;
3) представитель выборного органа первичной профсоюзной 
организации или иного представительного органа работников;
4
) уполномоченный по охране труда.
Так как состав комиссии формируется из нечетного числа членов,
 фактически получается, что она должна состоять не менее чем 
из пяти человек.
        На мой взгляд, чтобы не нарушать правовые нормы ст. 229
 ТК РФ о количественном составе комиссии, необходимо фор­мировать 
ее из представителей выборного органа первичной профсоюзной 
организации или иного представительного органа работников,
 являющихся уполномоченными по охране труда. Тогда, действительно,
 в комиссии будет три человека.
     
 Если эти представители не являются уполномоченными по охране
 труда, при включении в состав комиссии уполно­моченного по охране
 труда (ст. 229 ТК РФ) минимальное количество ее членов увеличивается
 до пяти.
     
 На начальном этапе расследования можно сделать пред­варительные
 выводы о лицах, допустивших нарушение требований охраны труда.       
Если ими могут быть некоторые члены комиссии, их следует вывести из
 ее состава и назначить новых. Не следует ставить членов комиссии в
 затруднительное положение, когда они будут вынуждены подписывать 
(или не подписывать) акт, в котором отмечено, что они являются лицами,
 допустившими нарушение требований охраны труда. Иначе как они будут
 защищаться в дальнейшем, например, при разбирательстве несчастного
 случая в правоох­ранительных органах?
       
Работники службы охраны труда, включенные в состав комиссии
 по расследованию несчастного случая, часто сетуют, что им приходится 
выполнять всю работу по расследованию (составлять протоколы, чертить
 схемы, организовывать фотографирование, производить опрос свидетелей
 и очевидцев, составлять акт формы Н-1 и др.). Остальные члены ко­миссии
 в расследовании не участвуют, а лишь подписывают подготовленный 
работником службы охраны труда акт фор­мы Н-1. Такая постановка дела 
зависит как от самого работ­ника службы охраны труда, так и от работодателя.
       
Проект приказа об утверждении состава комиссии готовит, 
как правило, работник службы охраны труда, т. е. лицо, заин­тересованное
 в эффективности ее работы, поэтому к содержа­нию приказа и 
подбору членов комиссии необходимо подойти ответственно. 
Не следует привлекать лиц, о которых зара­нее известно, что
 они не будут работать в комиссии, а только «числиться». Кроме
 того, можно сразу установить конкретные обязанности каждого 
члена комиссии и ознакомить их с при­казом (под роспись). Неправильно,
 если инженерно-технические работники подразделения, где произошел 
несчастный случай, никакой «нагрузки» при его расследовании не несут.
 Они тоже должны выполнять отдельные задания: получить медицинское
 заключение о степени тяжести повреждения здоровья, составить схему
 места происшествия, приобрести лекарства и др. Одно только посещение
 пострадавшего, когда он находится на лечении в медицинской организации,
 может оказать на руководителей работ большее воздействие, чем самый
 строгий приказ о привлечении их к ответственности.
       
  ТК РФ определяет не только минимальное количество членов 
комиссии, участвующих в расследовании (не менее трех), но и ее состав. 
         
Комиссия, в составе которой отсутствуют представители какой-либо 
из сторон, поименованных в ТК РФ, нелегитимна.
       
Следовательно, проведение расследования несчастного случая 
комиссией ненадлежащего состава может иметь решающее значение для оценки
 принятых ею решений как юридически недействительных и подлежащих отмене.
 Это необходимо учитывать при формировании комиссии по расследованию 
несчастного случая.
         Нарушения
при формировании комиссии могут быть никем не замечены,
 если стороны (работодатель, пострадавший, ФСС РФ) будут удовлетворены 
результатами расследования несчастного случая. В противном случае, вопрос
 о составе комиссии может возникнуть при рассмотрении заявления какой-либо
 из сторон по оспариванию в суде результатов. 
        Для расследования несчастного случая работодатель не­замедлительно 
формирует комиссию в составе не менее трех человек, куда включаются: 
специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за 
организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя; 
представители работодателя; представители выборного органа первичной 
профсоюзной организации или иного представительного органа работников;
 уполномоченный по охране труда. В соответствии с подпунктом 2 п. 1 
ст. 18 Фе­дерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном 
социальном страховании от несчастных случаев на производстве и
 профессиональных заболеваний» (далее - ФЗ-125) в расследовании
 страховых случаев имеет право участвовать представитель 
страховщика - Фонда социального страхования Российской Федерации
 (далее - ФСС РФ). В состав комиссии не входят лица, на которых 
возложено обеспечение соблюдения требований охраны труда на участке
 (объекте), где произошел несчастный случай.
   Максимальное количество членов комиссии, участвующих в
 расследовании, ТК РФ не регулиру­ется и диктуется исключительно
 целесообразностью. Во всех случаях состав комиссии должен состоять
 из нечетного числа членов. Обязанности каждого члена комиссии 
определяет ее председатель, который руководит ходом расследования
 несчастного случая. Он принимает решение о целесо­образности 
привлечения к участию в расследовании других представителей 
(например, санэпидемнадзора, пожнадзора, Ростехнадзора) и специалистов.
Нравится


Перейти назад>>>
Перейти на следующую>>>






Меню сайта
Все про тесты
Добавь в закладку
Форма входа
Охрана труда
Учебные фильмы
Тесты on-line
Проверь себя
Кому может быть поручено управление автомобильным краном?
Всего ответов: 107
Учебный ролик
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кнопка
Для заинтересованных, можно получить ссылку на сайт,
для этого нажать кнопку "Обмен ссылкой"
скопировать полученную ссылку
Наша кнопка



Спорт
Поисковые запросы
скачать аттестация в Ростехнадзоре промышленная безопасность большой приток посетителей раскрутка сайта бесплатно увеличение посещаемости на сайт бес тесты по промышленной безопасности тесты по безопасной эксплуатации гр Тесты краны манипуляторы промбезопасность сосуды Тесты по промбезопасности баллонов (взрыв кислородного баллон Безопасная эксплуатация газовых ПБ 212.3. Тесты по газопотреблению о безопасной эксплуатации грузоподъ приказ вводный инструктаж приказ о проведении вводного инстру приказ о безопасной эксплуатации гр изготовление и наладку сосудов Онлайн ТВ TV осуществляющих монтаж Подготовка и аттестация руководител работающих под давлением. ремонт телевидение телевидение онлайн образцы приказов ответственных за обеспечение безопа Подготовка и аттестация руководител материалы расследования несчастных Расследование несчастных случаев на Несчастные случаи с работниками вне при выполнении работ по совместител с надомниками Порядок проведения расследования не происшедших у работодателя. Осмотр
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика