<html>
<head>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<title></title>
</head>
<body> 4.1.2. Общественный контроль за охраной труда
Статья 352 ТК РФ определяет четыре основных способа защиты трудовых прав и интересов работников:
государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства;
защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами;
самозащита работниками трудовых прав;
судебная защита.
Профсоюзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Работодатели обязаны в недельный срок с момента получения требования об устранении нарушений норм трудового права сообщить соответствующему органу профсоюзной организации о результатах рассмотрения и принятых решениях.
Для осуществления контроля за соблюдением норм трудового права могут создаваться правовые и технические инспекции труда профсоюзов.
Профсоюзные инспекторы труда в установленном порядке имеют право беспрепятственно посещать любых работодателей (организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также работодателей - физических лиц), у которых работают члены данного профсоюза или профсоюзов, входящих в объединение, для проведения проверок соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, законодательства о профсоюзах, а также выполнения условий коллективного договора, соглашения.
Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов имеют право: осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства, норм трудового права, проводить независимую экспертизу условий и безопасности труда, принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, получать информацию о состоянии условий и охраны труда, о всех несчастных случаях и профзаболеваниях, защищать права и законные интересы членов профсоюза по возмещению вреда пострадавшим на производстве, направлять работодателям представления об устранении нарушений норм трудового права, осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения условий коллективных договоров, соглашений, принимать участие в приемке в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов, в расследовании трудовых споров, в разработке законов и иных нормативных правовых актов трудового права, охраны труда и согласовывать их в установленном порядке, обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов о труде и норм трудового права.
Документ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон N 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (Собрание законодательства РФ, 2002, N 1, 4.1, ст. 3) (ред. от 30.06.2006 г.) (ст. 352, 370-373)
2. Федеральный закон от 12.01.1996 г. N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" (Собрание законодательства РФ, 1996, N 3, ст. 148) (ред. от 09.05.2005г.)
3. Постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 22.11.2000 г. N 5-9 "Об утверждении "Положения о технической инспекции труда"
4. Постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8 "О внесении изменений и дополнений в типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда"
4.1.3. Организация административно-общественного контроля состояния охраны труда на производстве
В организациях по инициативе работодателя и (или) по инициативе работников либо их представительного органа создаются комитеты (комиссии) по охране труда, в состав которых на паритетной основе входят представители работодателей, профсоюзов или иного уполномоченного работниками представительного органа.
Комитеты (комиссии) по охране труда организуют совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также организует проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах и информирование работников о результатах указанных проверок, сбор предложений к разделу коллективного договора (соглашения) об охране труда, их рассмотрение, а также выработку рекомендаций по устранению выявленных нарушений в результате проведенных обследований состояния условий и охраны труда по обращениям работников, изучение причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний, анализ эффективности проводимых мероприятий по условиям и охране труда, анализ хода и результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и сертификации работ по охране труда в порядке подготовки подразделений и организации в целом к ее проведению или подтверждению соответствия, содействие работодателю во внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники, механизации и автоматизации производственных процессов и др. мероприятий в целях создания здоровых и безопасных условий труда.
Другим важным звеном в организации административно-общественного контроля состояния охраны труда на производстве является институт уполномоченных (доверенных) лиц, одной из сторон в работе которых является участие в работе комитета (комиссии) по охране труда.
Уполномоченные осуществляют общественный контроль за состоянием охраны труда, за выполнением работодателем государственных нормативных требований охраны труда, а работниками - выполнение их обязанностей по охране труда, соблюдение норм, правил и инструкций по охране труда, применением средств защиты, информируют работников о выявленных нарушениях норм охраны труда, состоянием условий и охраны труда в подразделении, ведут разъяснительную работу в трудовом коллективе по вопросам охраны труда, а также по поручению их представительного органа участвуют в расследовании несчастных случаев на производстве.
Документ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон N 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (Собрание законодательства РФ, 2002, N 1, 4.1, ст. 3) (ред. от 30.06.2006 г.) (ст. 218)
2. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 29.05.2006 г. N413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда
3. Постановление Министерства труда Российской Федерации от 8.04.1994 г. N 30 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива" (Бюллетень Минтруда России, 1994, N 5, стр. 37)
4. Постановление Исполкома Генерального Совета ФНПР от 30.05.96 г. N 3-8 "О внесении изменений и дополнений в типовое положение об уполномоченном профсоюзного комитета по охране труда"
Раздел 5. Управление охраной труда в организации и проведение работ по охране труда
5.1. Управление охраной труда
5.1.1. Федеральный, региональный и местный уровни управления охраной труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правительством РФ непосредственно или по его поручению (постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 321) Министерством здравоохранения и социального развития РФ, являющимся федеральным органом исполнительной власти и осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда.
На основании действующей законодательной и нормативной правовой базы министерство самостоятельно принимает нормативные правовые акты в области условий и охраны труда, в том числе межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда, по порядку обучения и проверки знаний требований охраны труда, нормам и условиям бесплатной выдачи средств индивидуальной защиты, смазывающих и обезвреживающих средств, лечебно-профилактического питания и т.д.
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти по труду.
Государственное управление охраной труда на территории РФ осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий.
Федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, содержащие нормы трудового права, действуют на территории РФ, если в них не предусмотрено иное.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права, действуют в пределах территории соответствующего субъекта РФ.
Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права в пределах их полномочий, действуют в пределах территории соответствующего муниципального образования.
Документ:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации. Федеральный закон N 197-ФЗ от 30.12.2001 г. (Собрание законодательства РФ, 2002, N 1, 4.1, ст. 3) (ред. от 30.06.2006 г.) (ст. 216,13)
5.1.2. Система управления охраной труда
Система управления охраной труда должна рассматриваться как основная компонента создания здоровых и безопасных условий труда, и должна быть интегрирована в систему управления производством.
При создании системы управления охраной труда необходимо:
- определять перечень законов и иных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, распространяющихся на организацию;
- определять законы и иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;
- выявлять опасные и вредные производственные факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами деятельности организации;
- определять цели и задачи в области охраны труда, устанавливать приоритеты;
- разрабатывать организационную схему и программу для реализации политики и достижений ее целей, выполнения поставленные задач.
Система управления охраной труда должна предусматривать:
- планирование показателей условий и охраны труда;
- контроль плановых показателей;
- возможность осуществления корректирующих и предупредительных действий;
- аудит системы управления охраной труда и анализ ее функционирования, с тем чтобы обеспечивать соответствие этой системы принятой политике и ее последовательное совершенствование;
- возможность адаптации к изменяющимся обстоятельствам;
- возможность интеграции в общую систему управления (менеджмента) организации в виде отдельной подсистемы.
В рамках функционирования системы управления охраной труда должно осуществляться ведение документации, в которой устанавливаются и описываются основные процедуры системы и их взаимодействие и осуществляется контроль за ведением этой документации и контроль данных, включенных в контролируемые параметры системы, их периодический анализ, оценка и осуществление корректирующих действий.
Документ:
1. ГОСТ Р 12.0.006-2002 ССБТ. Общие требования к управлению охраной труда в организации (с изменениями от 26.06.2003 г.)
5.1.3. Службы организации. Функциональные обязанности по охране труда руководителей служб
Главный инженер - контроль за соблюдением правил и норм по охране труда, промышленной безопасности, производственной санитарии. Руководство деятельностью технических служб организации.
Главный конструктор - обеспечение соответствия новых и модернизированных конструкций требованиям охраны труда, нормам безопасности.
Главный металлург - контроль за соблюдением технологии, режимов работы, эксплуатации оборудования, применяемых материалов, сырья и готовой продукции требованиям правил техники безопасности.
Главный механик - участие в подготовке предложений по аттестации, рационализации рабочих мест, обеспечение соблюдения правил охраны труда и техники безопасности при обслуживании, ремонте, модернизации оборудования, зданий и сооружений.
Главный сварщик - обеспечение соблюдения норм охраны труда и окружающей среды, рациональной организации труда и правил техники безопасности при сварочных работах.
Главный технолог - обеспечивает совершенствование технологии изготовления продукции, выполнения работ (услуг) с учетом требований безопасности, осуществляет меры аттестации и рационализации рабочих мест.
Главный энергетик - организует разработку мероприятий по предотвращению аварий, созданию безопасных и благоприятных условий труда, эксплуатации электроустановок, энергооборудования и систем.
Заместитель директора по капитальному строительству - обеспечивает контроль за соблюдением законодательства об охране труда и окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ.
Начальник отдела (службы) охраны труда - организует и координирует работу по охране труда в организации и контроль за соблюдением правил, норм и инструкций и уровнем организации работ по охране труда в структурных подразделениях организации.
Документ:
1. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (постановление Минтруда России от 21.08.1998 г. N 37) (ред. от 27.05.2005 г.)
</body>
</html>Дальше